День памяти преподобного Евфимия Великого 20 января (2 февраля)

Преподобный Евфимий был родом из г. Мелитины в Армении. Он происходил из богатой и знатной семьи и был поздним, вымоленным ребенком. Отданный матерью во исполнение обета Церкви и воспитанный еп. Мелитинским Отрием, Евфимий был поставлен чтецом, а затем принял монашество и был посвящен в пресвитеры. Пробыв некоторое время в должности управителя всеми городскими монастырями и тяготясь этим, преп. Евфимий на 30-м году жизни тайно ушел из города и направился в Иерусалим. Оттуда, поклонившись Св. местам, он удалился в Фаранскую Лавру, где в пустой уединенной хижине началась его отшельническая жизнь. Рядом подвизался преп. Феоктист.

Затем оба монаха ушли еще дальше, в Кутилийскую пустыню (недалеко от Иерихона), поселившись в горах в пещере. Но вскоре Господь открыл тайну их уединения; сначала на них набрели пастухи, затем стали стекаться иноки — сложилось монашеское общежитие, в котором управлять стал преп. Феоктист, а духовником был преп. Евфимий. Преподобный учил братию прежде всего послушанию и соединению богомыслия с телесным трудом. Господь даровал св. Евфимию дары прозорливца и целителя. Исцелив сына арабского военачальника Аспевета, преподобный обратил его и с ним множество арабов в христианство.

Желая уклониться от окружающей его славы, поменяв несколько мест уединения, преподобный поселился в пустыне Зиф, в пещере, в которой когда-то скрывался царь Давид, и основал там новый монастырь, а в пещере устроил церковь. Уклоняясь от возникающей о нем молвы, он решил вновь вернуться в монастырь св. Феоктиста, но не дойдя до него, остановился в уединенном месте на горе. Желанием преп. Евфимия было жить в уединении и безмолвии, но явившийся ему Господь повелел отшельнику не отгонять приходящих к нему, и вокруг св. Евфимия снова собралась братия. В 429 г. Иерусалимский Патриарх Ювеналий освятил устроенную им Лавру. С Божией помощью Лавра укреплялась, и, хотя монахи жили в бедности, бывало, что монастырь принимал до 400 человек путников, и молитвами св. Евфимия в пустых закромах всегда находилась еда.

Преподобный Евфимий Великий

Во времена подвижничества св. Евфимия прошли III и IV Вселенские Соборы, обличавшие ереси Нестория и Диоскора, умалявших один Божественную, другой — человеческую природу Христа. Преподобный принял исповедание Соборов и признал их православными, и многие пустынники, находившиеся в заблуждении, отреклись под его влиянием от несторианства и монофизитства.

Слава подвижника все возрастала, его стали называть Великим, и, стремясь уйти от людской молвы, преподобный снова удалился во внутреннюю пустыню. Когда он возвращался в Лавру, иной раз видели, что при совершении им Божественной Литургии огонь сходил с небес, а иной раз — Ангела, ему сослужащего. Скончался преп. Евфимий в возрасте 97 лет в 473 г. Время преставления было ему открыто за три дня до этого, и он благословил и напутствовал братию прежде всего приобретать любовь и смирение.

Перед кончиной преподобный оставил около себя одного ученика Дометиана, который не уходил от гроба шесть суток. На 7-й день он увидел своего авву, возвестившего: «Гряди, чадо, к уготованному тебе покою, ибо я умолил Владыку Христа, чтобы ты был со мною». Рассказав братии об этом, св. Дометиан пришел в церковь и в радости предал свой дух Господу. На погребении св. аввы присутствовал Патриарх Анастасий с клиром и нитрийские иноки Мартирий и Илия, впоследствии ставшие Патриархами, о чем им предсказал преп. Евфимий.

Источник

Отцы рассказали мне и то, что просвещенный Евфимий получил от Бога дар по виду появлявшегося человека прозревать его душевные движения и узнавать, с какими помыслами борется каждый, какие одолевает и каким подчиняется; также и когда он приносил Божественные дары, то часто видел ангелов сослужащими ему и рассказывал каждому из своих близких, говоря: «Часто, в то время, как я раздавал братии Божественные Тайны, я видел, что некоторые из приступающих были просвещаемы пречистым приобщением, другие же им были осуждаемы и неким образом умерщвляемы, как недостойные Божественного света». И постоянно поучал братию, говоря: «Внимайте себе, братия и отцы, и каждый из вас да искушает себя и тако от хлеба да яст и от чаши да пиет, как говорит апостол, творяй же сие недостойне, суд себе яст и пиет (2Кор.11:28). Посему и иерей, приносящий Богу бескровную жертву, пред ее началом, возвещает, говоря: «Горе имеим сердца» и получив от народа обещание, дерзает принести возношение Богу. Совершив оное, он воздвигает руки к небу и, указывая всем установленное для нашего спасения таинство, громким голосом, в слух всего народа, говорит: «Святая святым»; это тоже, как если бы кто сказал: «Так как я человек подобострастный сам, не знающий дел и мыслей каждого, то я говорю и свидетельствую о Господе: если кто осквернен объедением или соглашением на злые помыслы, если кто омрачен ненавистью или злопамятством, если кто одержим гордостью или хвастовством, тот да не дерзает приступать к сему пречистому и Божественному огню, прежде, чем, омывшись подобающим покаянием, не очистит себя от всякие скверны плоти и духа, завершив освящение; ибо сия святая не для оскверненных, но для святых, которые, уповая на свою совесть, приступите к нему и просветитеся, и лица ваши не постыдятся (Пс.33:6)».

Источник

Добавить комментарий

Войти с помощью: