5 местных церковных особенностей, которые расширят ваши познания о православной традиции. Часть I

Не следует и ныне думать,  будто наша православная вера развращается оттого,  если один говорит свое последование немного различно от другого в несущественных вещах,  лишь бы только согласовался в важнейших,  свойственных соборной Церкви.

 

Паисий, патриарх Александрийский (+ ок. 1678) 

 

 Для православного человека, регулярно посещающего свой храм, но не особенно интересующегося историей и традициями православия, со временем может сложиться убеждение, что уклад его прихода, богослужения, практик благочестия, к которым он привык, является единственно возможным вариантом спасительного православия. Возникает путаница догматики с обрядовой частью православной традиции. При безусловной взаимосвязи этих понятий, неправильно делать вывод о том, что единое вероучение предполагает лишь единую форму его выражения. Еще свт. Феофан Затворник напоминал, что некоторыми разностями в церковных порядках нечего смущаться. Они всегда были позволительны, и по существу дела таковы. Грех только неблагоговеинство, а самые чины могут быть изменяемы все, кроме существенного в святых таинствах. 

 Таким образом, при уважении и следовании местной церковной традиции, христианин не должен забывать, что она не является единственной из возможных и тем более не осуждать тех верующих, чьи формы угождения Богу не совпадают с его стереотипами. Ниже представлены некоторые примеры таких различий, существующих за пределами типичного русского православия, но не мешающих православным христианам едиными устами славить Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа (Рим. 15:6).

 

1. Употребление музыкальных инструментов за богослужением.

Принято считать, что православное богослужение традиционно исполняется a cappella, а католическое, напротив, с использованием музыкальных инструментов. Для восточных Православных Церквей это зачастую так, но этим все не ограничивается. Приходы православного западного обряда Америки (Антиохийской Православной Церкви) и часть приходов РПЦЗ используют орган или синтезатор за богослужением. В восточной традиции тоже есть примеры: в храме святителя Спиридона на Корфу приходилось видеть органное сопровождение. Не спешите думать об искажениях и нововведениях: некоторые монастыри оплота православия Святой горы Афон сопровождают пение на каждении храма стихов полиелея множеством ударных музыкальных инструментов, рождая в душах непередаваемое ощущение духовного ликования и торжества всепобеждающей силы Божией. Да и наш колокольный звон, который исполняется по Уставу во время важных частей богослужения, можно считать неотъемлемой частью русской церковной традиции.

Западнообрядный храм Спаса Эммануила, Антиохийская Православная Церковь. Уоррен, штат Массачусетс, США.

2. Форма крестного знамения.

Мы привыкли, что креститься нужно сложив три пальца вместе и два загнув. Все брошюры о крестном знамении учат о том, как правильно его совершать. Приходилось слышать, как некоторые священники заявляли, что есть православная и неправославная форма наложения креста. Согласен, для большинства православных вышеобозначенная форма самая знакомая и широко используемая. Немногие знают, что не только древние христиане крестились по разному, но и в современном православии это разнообразие сохраняется. Единоверческие приходы РПЦ, верные дореформенному обряду, крестятся двумя перстами (согласно определению Поместного собора РПЦ 1971 г. старый и новый обряд признаны равночестными и равноспасительными). Кроме того, на приходах западного православного обряда РПЦЗ, наряду с привычным троеперстием, практикуется одноперстное крестное знамение (крест на лбу большим пальцем правой руки).

3. Дни, когда запрещено венчание.

 

Наверное все слышали о днях, когда нельзя венчаться и о мнении, что дети, зачатые в то время, когда оно запрещено, будут ущербными. Но вот, что интересно: оказывается дни совершения венчания разнятся в зависимости от традиции Поместной Церкви. В дни многодневных постов ни греки, ни русские однозначно не венчают. В отличие от русских, греки венчают в период Святок, в будни Сырной седмицы (кроме пятницы), накануне воскресных дней и двунадесятых праздников (кроме Богоявления и Пятидесятницы). Что до среды и пятка, то у нас запрещается бракосочетание не в самые эти дни, как у греков, а накануне их, и при том чрез весь год без всякого исключения *. Как вы можете заметить, единого правила для всех не существует, а потому подобные ограничения следует признать дисциплинарными мерами Поместных Церквей.

 

4. Исповедь.

Здесь можно отметить две особенности.

1) У православных греков и у румын не все священники имеют права исповеди, а лишь опытные духовники, имеющие специальное поставление от архиерея.

2). В греческой традиции нет четкой связи между таинством покаяния и Евхаристии, то есть не нужно как у русских исповедоваться без острой необходимости перед каждым причащением. Оба таинства  существуют отдельно друг от друга. Хорошо это или плохо — вопрос другой, главное, что эта традиция широко распространена в православии.

5. Кому можно кадить?

Кому-то вопрос покажется странным, но для русского православного, каждение — это привилегия диакона и священника. Тем не менее, в других Церквях этой привилегией пользуются и миряне. В греческой традиции в отдельные моменты богослужения его совершают пономари, также дело обстоит и в западном православном обряде. А в Антиохийской Православной Церкви кадить позволяется даже женщинам!

 

* Серединский Т., прот. Особенности в священно-богослужебных обрядах и обычаях Греческой и Русской Церкви. // Христианское чтение. 1871, № 10. С. 544.

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: