О молодёжи

Когда меня попросили написать о молодёжи в церкви, я стал думать о тех драгоценных годах, когда сам только что пришел к Богу. С самого начала, ещё не ходя в храм, я верил, что церковь есть собрание людей удивительных и необыкновенных. В этом меня убеждали такие уважаемые мною христиане, как мама и сказочник Джон Толкиен. Что бы там ни говорили, а в церкви каждый из нас желает видеть людей праведных, которые способны вдохновить своей жизнью и своим делом. И Господь, зная это, посылает нам на пути тех, кто близок к этому нашему идеалу. Так, для меня решающим фактором для принятия первого причастия стало то, что Толкиен больше всего на свете любил именно причащение. И я подумал, что, если столь уважаемый мною человек находит в таком, непонятном для меня действии полноту блаженства, то и я смогу понять и полюбить это. То есть, моё сердце тянулось к наставнику. Именно существование такой личности, друга, советчика, того, кто окажется рядом, необходимо, как мне кажется, каждому молодому человеку…

Теперь, спустя много лет, я вижу, что почти все священники живут старательно, но далеко не каждый может явить людям глубину веры. Не каждый имеет такой духовный опыт, чтобы ответить не по шаблону (а человек — не шаблон), но из всего многообразия советов выбрать подходящий именно мне. Встречный мною позднее старец Гавриил Стародуб говорил нам, что двум людям на один и тот же вопрос он может дать разные ответы. Это зависит от духовного опыта вопрощающего. От темпа жизни, занятий, устроения души. Одно и то же действие может иметь разную подоплёку.  Приведу пример. То, что в ком-то может быть проявлением манерности, себялюбия и изнеженности, в человеке с душевной организацией  по типу Григория Богослова является следствием душевной тонкости и творческого начала. К поэту следует подходить иначе, чем к шахтёру, а запросы филолога или физика не удовлетворит средний, а то и  начальный уровень подготовки, который может быть у некоторых священников. Ведь тому, в ком хотят видеть наставника и старшего друга, будут задавать вопросы сложные. Например, о тонкостях движения души, о действии Господа, о том, наконец, что думает и чувствует молодой человек.Молодой, пришедший в церковь, как правило, имеет одну черту поведения — он ищет подвига, ищет высоты жизни. Его не удовлетворит быть христианином только по воскресениям и только в храме. Он хотел бы, чтобы христианство охватывало все сферы его существования. И, хотя такой задор нуждается в совете, но сам по себе он очень важен для духовного пути. Часто мне приходилось видеть, как такие молодые, горячие люди, создавали семьи и их вера становилась чем-то сугубо частным, семья заменяла им всю вселенную. А поскольку Христос пришел не для того, чтобы каждый находил блаженство только в своей семье, но, чтобы всё человечество было соединено в церкви, то, как правило, спустя несколько лет супружества, лучшие из людей всё же понимают, что обрести мужа или жену — это ещё не цель жизни. Цель, чтобы обрести Господа и в Нём уже всех, кто только окружает тебя. Одна моя подруга, рассуждая на эту тему, говорила: «У меня есть теперь муж. Сбылась моя мечта. Но зачем мне Бог его дал? Неужели, только для того, чтобы я им отгородилась от всего мира? Нет. Муж мне дан, чтобы я, научившись любить его по настоящему, смогла точно такой же любовью полюбить и других братьев и сестёр». И эта девушка стала искать себе в церкви дело по сердцу. С двумя маленькими детьми она не могла исполнять послушания, требующие её отлучки из дома. И она стала осваивать профессию психолога, чтобы проводить бесплатные консультации по телефону. Люди звонили ей и она утешала их, как могла, разбирая кризисные ситуации. Звонящие обретали душевное равновесие, а она — ощущение необходимости своей жизни перед лицом вечности. Ведь забота о семье назначена нам заповедью, а забота о братьях во Христе — это уже служение. И только тот, кто служит другим, ощущает, что имеет право на звание человека.

Господь даёт каждому то, что тот ищет на самом деле. И ищущий в церкви наставника, могущего подсказать, как правильно жить, найдёт такового. Пусть это будет и не совсем сразу. Меня в этом смысле удивляет моя история. Когда я только стал ходить в церковь, то попал на несколько месяцев в приход некого молодого, горячего, но совершенно неопытного батюшки, который был не намного старше меня. Но тогда, в первые дни моей новой любви (к церкви) я не мог, подобно всем влюблённым, анализировать то, что вижу. Обыкновенный священник казался мне неким небожителем, и я не замечал в нём явных недостатков, которые должны были броситься в глаза уже в первые месяцы. А это нанесло бы рану душе. Поэтому Господь всё управил так, что я стал ходить в храм к одному монаху (в последствии ставшему епископом), человеку высокой духовной жизни, который искренне интересовался молодёжью. Меня с самого начала удивила та общая жизнь, которая объединяла этого монаха и прихожан. Мы были для него значимы, и это чувствовалось. К нему тогда ходило много верующей молодёжи, и он был первым в городе, кто создал некое церковное молодёжное движение. Студенческое православное общество «Пересвет». Мы собирались вместе, общались, пили чай и слушали лекции, которые проводил этот же монах. Понимая, что для молодёжи служение важнее даже необходимости иметь девушку или парня, монах придумывал для нас разные интересные волонтёрские дела: так у нас появился собственный театр, где мы репетировали пьесы, которые возили в различные детские дома и больницы. В этом всегда был добрый смысл, ведь я и доселе уверен, только тот день не напрасен, в котором ты подарил радость другому брату. Тогда и в твоей жизни всё становится на своё место, и ты с радостью ощущаешь, что имеешь значение, и Господь не зря сотворил тебя видеть всю высокую красоту, которая всегда совершается на земле.

Есть такая легенда. Жил принц и он любил принцессу. У принцессы должен был быть день рождения и она ждала от принца подарок. И вот в день рождения слуга приносит ей коробку и говорит, что это – подарок принца. Принцесса ждала, что внутри будет что-то очень хорошее, открыла коробку, а там лежал среднего размера деревянный шар. Принцесса возмутилась, схватила шар и кинула его в стенку. Шар распался на две половинки и оттуда выкатился другой шар – поменьше и серебряный. Заинтересованная принцесса подобрала серебряный шар, стала его осматривать, где-то случайно нажала, шар раскрылся а внутри был ещё один шар – меньшего размера и золотой. Принцесса стала его внимательно осматривать, нашла где надо нажать и открыла шар, а внутри было обручальное кольцо с надписью – «из любви к тебе».

Подобным образом в нашу жизнь приходит Господь:  постоянно, неотступно будучи с нами, Он, вместе с тем, ждёт, пока мы оценим Его заботу именно как дар и впустим Его тем путём, которым Он может войти — правильной, православной духовной жизнью. Современная культура, общество, заставляют молодого человека забыть о том, что все события в мире совершаются по духовным законам, что в жизни есть божественная глубина смыслов и отношений. Ему оставляют выбор между несколькими марками мобильного телефона, ему предлагают выбрать новый интернет тариф. Заработать, отдохнуть на Гавайах. Но никто не помогает ему заглянуть вглубь себя самого. Постигать себя возможно через соприкосновение с высотой: литературы, искусства, встреч с праведниками, молитвы. Ведь всё высокое в мире вдохновляет и живит благодать, и касаясь красоты мы касаемся Господа.

Так в жизнь человека приходят внимание и столь важное для молодого вхождение в глубину отношений, жизни, смысла. Постепенно он перестаёт скользить по поверхности и Бог становится тем, с кем человек может иметь общую жизнь. Оказывается, что Господь не просто живёт где-то на небе, но участвует во всём, что нам ценно. Участвует в нашей жизни.

Одна православная девушка Лена сидела у себя в квартире и переживала, что скоро осень, а у неё нет хорошего свитера, чтоб ходить. И вдруг звонок в квартиру. Она открывает дверь, на пороге стоит её подруга с большим кульком и говорит:
— Уборку дома в шкафу делала, набрала мешок лишних свитеров — решила тебе отнести, — вдруг тебе пригодятся.

Для Бога нет в нашей жизни мелочей, Ему важно в нашей жизни всё. Ему есть дело даже до житейских нужд своих чад. И по этой причине Он говорит, что, если кто будет искать царства небесного, то такому человеку приложится всё остальное.

Живёт на свете православная женщина библиотекарь и воспитывает маленького внука. За три дня до зарплаты у неё закончились деньги и вся еда в холодильнике тоже закончилась. Она не знала, что ей делать и чем кормить сына. И вдруг звонок в дверь — за дверью стоит соседка с кастрюлей пирожков и говорит: «Вот, после дня рождения остались, а девать некуда — может ты доешь?

Когда старец Паисий был на Афоне поначалу ему приходилось много работать физически. Он уставал, а еда у него была не всегда. Тогда он молился Богородице, чтобы Та послала ему покушать. После этого его всегда угощали какие-нибудь рабочие. Однажды он захотел покушать, но подумал, что не будет тревожить Богородицу такой мелочью, чтобы не отвлекать Её от более важных дел. Когда он так подумал, тотчас к нему сошла с неба Богородица и протянула Ему виноградную кисть и кусочек хлеба. Когда спустя много лет старец рассказывал об этом, один из слушателей спросил его: «Отче, но неужели у тебя от того винограда и веточки не осталось?». Старец просиял радостью и воскликнул: «Конечно, конечно остались – и веточка и косточки…».

Святые отцы учат, что в мире нет ничего невозглавленного, потому что начало  всему – Бог. Его промысел есть во всём – и в большом и в малом. Поэтому нужно быть внимательным к событиям своей жизни.

Молодость сходна с подвижничеством в том, что она любит и ценит подвиг. И Господь, зная, что мы и сами хотим потрудиться, чтобы прийти к добру, вмешивается не сразу. Он, постоянно незримо поддерживая нас, оставляет нам долгий труд, путь по дороге домой. А на этом пути мы встречаем и боль, но никогда боль не завершает историю доброго человека. И это – частое дело в православной вере. Человек как бы делает шаг в пустоту, шаг в смерть ради Бога, он надеется, но особой надеждой (которую в этот момент утверждает глубина сердца – что с Богом не бывает плохих концов). И так он шагает в смерть, в мучение, в боль, — и, оказывается, — там Воскресение. Потому что иначе не может быть. Потому что «Господь есть Любовь, а Любовь не может попустить зла любимому» (игумен Никон Воробьёв).

Бог начинает действовать не сразу, а когда человек может уже потерять надежду. Когда по человеческому рассуждению всё должно быть только плохо и ещё хуже. Девушка уже два года ищет мужа – неужели она найдёт его на третий год? Больной болеет долго – неужели он исцелится, когда по всем прогнозам дальше будет только ухудшение?  Работы нет – неужели она появиться? Страсть есть – неужели её не будет?  Но Бог даёт нам возможность не просто жить – но жить подвигом. И в обстоятельствах, где всё должно быть плохо, если мы всё равно доверяемся Христу и поступаем по Евангелию – Он входит в нашу жизнь и всё исправляет и управляет самым лучшим и неожиданным образом, а саму нашу жизнь, по крайней мере в этой ситуации, делает раем. И когда нам здравый смысл говорит, что для того, чтобы исправить ситуацию, надо согрешить (или согреши или пострадаешь) а мы всё равно поступаем по Евангелию – тогда тоже в ситуацию входит Бог, и всё снова оказывается хорошо. «Где ты был Господи?» подобно святому Антонию Великому спрашиваем мы Его, когда Он разгоняет в стороны бурю. И Он, как века назад святому Антонию, отвечает нам: «смотрел как ты борешься и знал»… И мы сами потом удивимся, что потомки сложат легенды уже о нас и о нашем, таком трудном пути по дороге в Небесный Иерусалим. Ну, что ж, на то Он и Бог, чтобы превращать жизни верных Ему в песню или сказку.

Добавить комментарий

Войти с помощью: