Нужно ли запрещать радость?

1А. Шмеман когда-то заметил, что уклонение на ложный духовный путь в вере начинается с утраты способности радоваться. Когда в душе верующего человека происходит гнушение миром Божиим, тогда ему начинает казаться, что всюду на земле действует враг. Так человек теряет живое ощущение Бога, Который стоит за любым обстоятельством и за любой красотой. Красоту, не церковную, такой человек, кстати, тоже отвергает. Не понимая, что красота не может быть рождена без благодати Господней.

Вспоминаю случай, когда к подлинному старцу подвижнику Иоанну Крестьянкину приехали муж и жена. Муж работал на фабрике, выпускавшей женские головные платки. Он, будучи художником, расписывал эти платки красивыми картинами. Но, теперь, то ли какой-то молодой монах затерянного монастыря, то ли старухи в церкви сказали им, что это дело не богоугодное. И они приехали к старцу взять благословение писать иконы. На что старец ответил, что иконописцев и так много, а ему лучше расписывать платки. Не потому, что он не смог бы писать иконы, а потому, что нужно радовать женщин и нести в мир красоту. «Мир заболеет без красоты» отвечал ему старец.

Известная писательница Нина Павлова вспоминает и такой случай, когда она с подругами жила в Псково-Печерском монастыре и носила всё только чёрное, считая, что именно так должна одеваться православная девушка: чёрная юбка до земли, чёрный платок в нахмурку и никакой красоты в одежде.  Так они прошли мимо кельи старца Иоанна. Из кельи вышел ученик старца и, обратившись к девушкам, сказал: «старец очень просит вас переодеться и не носить чёрного»…

О самом старце Иоанне Крестьянкине известно, что он радовался постоянно, и весь мир видел в лучах благодати Господней. Любая травинка, любая кошка, не говоря уже о людях, приводили его в умиление, и он благодарил Господа за созданную Им красоту, а, так же за то, что и каждому человеку дано эту красоту умножать.

Ложный духовный путь, напротив, уводит человека от этой способности радоваться. И это не удивительно, ведь радость рождается в сердце от вселения туда Духа Святого, а Он не приходит без служения ближним и без любви. Всякая аскетика, всякое самоотречение без любви становится страшным, потому, что человек тогда начинает истязать своих ближних.

Пример этому,  — замечательный рассказ Людмилы Улицкой «Певчая Маша». Героиня рассказа выходит замуж за певчего с клироса, который, поступив в духовную академию, заразился совершенно не христианским презрением к миру. Он бросает свою жену Машу с двумя детьми, становится монахом, проповедует аскетизм и отрицает всякую возможность красоты вне стен храма. Данное его мнение, кстати, говорит о незнании богословия святых отцов, в частности, Иустина Философа, который ещё на заре христианства учил, что никакой язычник и иноверец не смог бы творить красоту, если бы в момент творения его не коснулся Бог. Иустин вводит классическую формулу: «всё, что добро, всё наше. Всё христианское». То есть, где бы ни прозвучало истинное слово, оно звучит потому, что язычник в этот момент коснулся Бога, и Он пришел в творение человека, которого любит так же, как христианина. Точно так же рассуждали впоследствии Максим Исповедник и Серафим Саровский.

Но герою рассказа «Певчая Маша», такие рассуждения чужды, да он их и не знает. Он начинает с того, что тиранит свою жену дома, запрещая ей смеяться, радоваться его приезду. Он запрещает ей носить украшения, красиво одеваться. Он начинает бить своих маленьких детей, и отказывается помогать по хозяйству, которое теперь целиком ложиться на Машу. Из подарков на день рождения он дарит ей только икону. Он становится раздражительным и злым, будучи в то же время уверен, что, ругая и обзывая жену он её воспитывает и делает лучше. Потом он вообще обвиняет её в измене (надуманной) и бросает. Он становится монахом и даже архимандритом. Но итог рассказа закономерен: «а про того, первого мужа, прошел слух, что достиг он большого положения, а потом и повесился»…

Так мстит людям ложный духовный путь, когда человеку кажется, что православие заключено не в том, чтоб дарить ближним радость, но в том, чтобы отбирать её у других…

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: