О скандале с «Матильдой»

Посвящаю самой лучшей девушке на свете.

Я долго думал, писать или нет о скандале вокруг фильма А.Учителя «Матильда» – очень уж острая нынче ситуация. Посудите сами: 4 сентября в Екатеринбурге гружённая газовыми баллонами «буханка», управляемая человеком, состоящим на учёте в псих. диспансере, въезжает в фойе кинотеатра. Задержанный заявил, что данный поступок был совершён из протеста против показа фильма «Матильда».  Ситуация настолько радикализировалась, что имеют место и поджоги кинотеатров и отказы целых сетей от показа фильма из-за угроз в их адрес со стороны лиц, называющих себя православными.

А всё из-за чего? Из-за трёх трейлеров, где есть несколько довольно скромных постельных сцен с участием Николая II и Матильды Кшесинской, которые, якобы, имели место быть до и после женитьбы наследника на Александре Фёдоровне? Да, именно это ставят в вину создателям фильма «православные активисты»: по их мнению, данная кинокартина является «искажением исторических событий» и «антироссийской и антирелигиозной провокацей в сфере культуры». Также они вместе с депутатом Н.Поклонской просили генпрокуратуру проверить, нет ли в фильме оскорбления чувств верующих.

По мнению противников фильма, чувства верующих оскорбляет неподтверждённый ничем факт адюльтера (то есть встреч императора и балерины уже после его венчания), являющийся, по всей видимости, выдумкой сценаристов, так как это порочит образ святого страстотерпца.

Я же не вижу в этом фильме (точнее – в трёх трейлерах: фильма ещё никто не видел) ничего кощунственного. Почему? Да потому, что подвиг любого страстотерпца состоит не в праведной жизни, а в праведно принятой смерти, в беззлобии к убийцам, в подражании Господу нашему в последние часы жизни. В этом сходство страстотерпцев, к которым, кстати, относятся и святые Борис и Глеб, и мучеников с той лишь разницей, что главной причиной убийств мучеников является их вера, главная же причина убиения страстотерпцев – чистая политика. Чтобы человек стал мучеником или страстотерпцем, важно, не то, как он жил до момента принятия мучений или смерти, а то, как он их принял. Иначе бы в сомне православных святых не было бы и десятой части тех, которым мы сейчас молимся.

Поэтому я считаю противников фильма «Матильда» обычными спекулянтами, прячущимися за православной вывеской. Допускаю даже, что изначально «православные активисты» были натравлены на фильм его же продюсерами специально, для привлечения внимания к нему, что привело к неуправляемым процессам, которые мы сейчас наблюдаем. Расчёт прост: если православные (или хотя бы их часть) считают, что тот или иной фильм или, вообще, произведение искусства как-то ущемляет их права, оскорбляет их чувства, то основная масса народонаселения подумает, что это произведение стоящее и на него обязательно нужно купить билет. Мне это напоминает фрагмент фильма «Служебный роман»:

«– Вы купили новые сапоги, Вера?

– Да вот ещё не решила, Людмила Прокофьевна. Вам нравятся?

– Очень вызывающие. Я бы такие не взяла. <…>

– Значит, хорошие сапоги, надо брать.».

Это, конечно, моя версия. Но у меня складывается устойчивое ощущение, что в определённых слоях нашего общества сформировался и активно навязывается обывателю устойчивый образ Церкви как моралиста и ханжи. А то, что мнения «православных активистов», как и мнения некоторых иерархов, подчас диаметрально противоположны официальной позиции Церкви, никого, кажется, не волнует.

Как бы то ни было, спор вокруг фильма «Матильда» не должен выходить за рамки исторического, а религиозная его сторона должна исчезнуть вовсе за неимением претензий здравомыслящих верующих людей. В то же время я могу понять представителей семьи Романовых, которые сочли сценарий фильма оскорбительным и порочащим образ их предка. Они вполне могут подать в суд о защите чести и достоинства, тем более, что заявлено, что фильм основан на реальных событиях, а его слоган: «Тайна дома Романовых». Так пафосно претендуя на историчность фильма, сценаристы не говорят, откуда они узнали, что император изменял своей жене. Ни в одном опубликованном дневнике членов царской семьи и приближённых к ней лиц нет такой информации. Если же это выдумка, то зачем лгать, что картина основана на реальных событиях? Видимо, для красного словца, и чтобы о фильме говорили задолго до премьеры.

Идти или не идти, смотреть или не смотреть – решать каждому самостоятельно. Лично мне фильм «Матильда» неинтересен в первую очередь с художественной точки зрения, не говоря уже об исторической. Надеюсь только, что в ходе просмотра картины не пострадает ни один зритель.

Добавить комментарий

Войти с помощью: