Что христианство дало миру?

В настоящее время всё чаще высказывается такое мнение: не будь в мире религии, не было бы войн, преступности и терроризма. Сторонники данной позиции видят в религии исключительно некий механизм, «созданный для угнетения» людей. Церковь рассматривается ими как организация, в которой все только и делают, что учат праведности и святости, сами же при этом совершая за стенами храмов неблаговидные поступки и впадая в тяжкие грехи.

Удивительно, что такую точку зрения нередко высказывают люди, считающие себя при этом образованными и культурными. Они забывают или не знают простое правило, выработанное ещё в далёкие Средние века в богословских школах: «Кто хорошо разделяет, тот хорошо мыслит». Поэтому следует и в храме разделять человеческий грех и благодать Христову, чтобы «вместе с водой не вылить и ребёнка». Ведь всё то, что мы считаем сегодня высшим проявлением человеческого духа, — милосердие, жертвенность — родом из христианства, которое две с лишним тысячи лет назад начало отсчёт времён с новой эры.

Люди, относящие себя к атеистам, любят нападать на членов земной Церкви. Но православное учение говорит нам о двух составляющих Церкви — Церкви видимой (земной) и невидимой (Небесной). По призванию все христиане святы потенциально, то есть стремятся к совершенству и святости. Однако из‑за своей падшей природы человек не может не грешить. И всё же это не «приговор», поскольку главное для членов Церкви — и согрешив, всегда стремиться к исправлению, к достижению цели каждого христианина — спасению. И этот путь к спасению всех людей открыл для нас Иисус Христос.

Пришествие Христа в мир можно назвать точкой отсчёта новой истории, неким «осевым временем» нравственности. В Своей проповеди Спаситель дал миру совершенно новое понимание нравственности и ответственности человека за свои поступки. Теперь стали важны мотивы поступков, и факт зарождения греха в мыслях стал считаться истоком беззакония. Христианство учит о вездесущии Бога, о том, что от Его взора невозможно укрыться нигде. Это позволило людям следить за чистотой не только своих поступков, но и мыслей. Христос, Бог и Человек, стал фундаментом морали.

С нравственным аспектом связано и понимание в христианстве физического тела человека: оно перестаёт быть «темницей души», виновником греховности. Человек понимается как духовно-телесное существо. И это целокупное понимание предельно важно для верного понимания антропологии. Бог стал человеком, приняв всю полноту людского устроения и прожив на личном опыте всю нашу жизнь. Апостол Павел, подчёркивая важность телесного устроения человека (что было вовсе не очевидно в эпоху Античности), так говорит о предназначении тела: «Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела» (1Кор.6:13). Аскеза плоти в монашеской традиции является средством для совершенствования жизни духовной, а не освобождения души из телесного плена.

По призванию все христиане святы потенциально, то есть стремятся к совершенству и святости.

В христианском учении высоко ценится жизнь человека. На первое место выходят такие качества, как человечность, сострадание, милосердие. В древнем мире до христианства данные категории не были развиты. Христианское богословие учит также о том, что душа человека появляется в момент зачатия, отчего следует уважение к жизни младенца даже в утробе матери.

До появления христианства непонятным был идеал жертвенности, и его дал нам Господь: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13). Если обратимся к библейской эсхатологии, то увидим, что до пришествия в мир Спасителя души усопших праведников и грешников находились в шеоле. Страдание и Воскресение Господа дало надежду на жизнь вечную и спасение всем народам прошлых и будущих веков. Христианство проповедовало воскресение мёртвых, всех без исключения. Человек получил «гражданство» в Царствии Небесном через Искупление и заключение Нового Завета, через Христа.

В языческий мир христианство вносит новое понимание и оценки личности. В отличие от язычников, для которых идеалом был гордый, надменный человек, даётся новый идеал — человека сострадательного, смиренного. Воспитание в себе сострадания и милосердия расширяет само понятие личности, которое, между прочим, формируется тоже во многом благодаря развитию христианского богословия. Даже если рассматривать развитие людского рода как долгий путь от буквально животной дикости к высоким, подлинно человеческим проявлениям духа, то и в этом случае ничего более возвышенного, чистого и святого, чем слова и поступки Христовы, у человека нет.

Так что следует помнить, что именно Пришествие в мир Христа открыло новый путь и новое мировоззрение, основанное на любви и смирении. Соблюдение заповедей и нравственных норм христианства приводит людей к совершенно новым личностным и общественным отношениям — к той высоте, которую открыл нам в нас самих Воплотившийся и Воскресший Спаситель Господь Иисус Христос.

Добавить комментарий

Войти с помощью: