Отомстил ли Бог допотопным грешникам?

Сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли (Быт.6:13).

 cc5pgq0zf88

Подобные утверждения обычно высказывают люди, мало знакомые с христианским учением и имеющие довольно карикатурные представления о Боге. Одной из таких карикатур является представление о Боге, Который творит человека и ставит ему Свои условия. При этом человеку дается свобода воли, которой он, конечно, пользуется не так как хочется Богу, и тогда последний, в порыве мести, страшно наказывает Свое непокорное создание. У человека возникает логичное недоумение: где же здесь проявление любви?

 Вместо того, чтобы развивать дальше эту тупиковую пародию на христианство мы считаем здесь более правильным рассказать о том Боге, в Которого верят настоящие христиане. Так вот, христианский Бог не имеет привычки мстить людям за нарушение Своих заповедей. Заповеди это не уголовный кодекс, а Бог не прокурор. Когда человек нарушает заповедь, он не просто противится Богу, а ещё и наносит раны самому себе. Человеку, попавшему в аварию, вряд ли придёт в голову ругать тех, кто написал Правила дорожного движения. Он понимает, что живёт в мире, где существуют определённые закономерности, нарушение которых влечёт к гибели. В случае с духовной жизнью происходит то же самое: существо, решившее бросить вызов Богу, не способно к вечной счастливой жизни. Просто вне Бога ее нет, как нет солнечного тепла без солнца.jzcl4euzhni

 Даже если мы встанем на позицию юридических отношений между Богом и человеком, суть принципиально не поменяется. Да, Бог даёт законы, но Он же предупреждает об ответственности за их нарушение. Человек заранее предупрежден о последствиях, но решение об исполнении законов не навязывается человеку, а остаётся делом его свободного решения. Ошибка здесь ещё и в том, что люди часто путают свободу воли и произвол. Если преступник выбирает творить зло, это вовсе не означает, что государство примет его позицию наравне с законопослушными гражданами. Это значит лишь то, что он добровольно, без внешнего принуждения выбрал зло, за которое ему придётся ответить.

 Но мы так и не ответили на вопрос почему Бог затопил бедных допотопных жителей? Здесь есть два принципиальных момента.

  1. Бог есть любовь и поэтому все совершаемые Им действия диктуются благими намерениями, а не злобной мстительностью. Попуская человеку трудности и даже смерть, Бог как ни странно это звучит, не губит его, а спасает. Христианство мыслит жизнь человека масштабами вечности, поэтому гибель людей на земле, ещё нельзя считать абсолютным злом и концом.
  2. Те, кто выставляет претензии по поводу жестокого Бога Ветхого Завета, очевидно плохо знают Библию. Ведь это ещё не конец истории о допотопных грешниках. Если мы откроем Новый Завет, содержащий весть о спасении и примирении Бога и человечества, мы увидим интересную деталь. «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» (1Петр.3:18-20). Оказывается Бог, попустивший потоп, который погубил большую часть человечества, однажды вновь встретился с этими людьми. Вопрос, для чего? Христос проповедует в аду тем, кто не мог услышать Его при жизни по не зависящим от них обстоятельствам. И для непокорных современников Ноя появляется второй шанс проявить свою свободную волю и последовать вслед за своим Спасителем. Свт. Иннокентий Херсонский рассуждает об этом так: «Что другое могло быть предметом проповеди Спасителя, кроме спасения? Конец дела показывает и существо его. А концом проповеди во аде для самых упорных душ, каковы современники Ноя, долженствовало быть, по ясному  свидетельству апостола, то, чтобы они, «суд прияв — во время потопа — по человеку плотию», «пожили теперь — после проповеди Христовой — духом». Те, кои ожили  духом, не могли уже быть оставленными среди жилища  смерти, и Победитель смерти, сошедши во ад один, долженствовал извести  с Собою многих». Как мы видим из этих слов, Бог потопил злодеев вовсе не для того, чтобы окончательно расправиться с ними; пройдёт время и Он сам спустится до глубин ада, чтобы забрать всех желающих с Собой. Таким образом, «наказания Бога носят характер спасительный и дисциплинарный и приводят скорее к обращению и покаянию, чем к смерти во грехе, тем более что души, хотя и затемнённые страданиями, будучи освобождёнными от силы плоти и сбросив с себя телесную оболочку, способны воспринимать более ясно» (Климент Александрийский. Строматы, 6.45-46). Полагаем, что эту мысль можно отнести и ко всем язычникам Ветхого Завета, которые умерли не познав истинного Бога. Было бы несправедливо считать, что миллионам людей, которые не вошли в завет с Богом по не зависящим от них обстоятельствам, навсегда закрыта дорога на небеса.

 Мы не знаем откликнулись ли допотопные грешники на евангельскую проповедь Господа и последовали ли за Ним. Важно другое: Милосердный Бог, который хочет «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:4), любит Своё творение и готов унизить Себя, чтобы самый закоренелый грешник, не осознающий своего бедственного положения «обратился от пути своего и жив был» (Иез.33:11).

Добавить комментарий

Войти с помощью: