Кто такой Раб Божий?

«Раб Божий» – это словосочетание в околоправославной среде смущает многих и порождает множество спекуляций со стороны атеистов. «Православие, –  говорят они, – как, впрочем, и все авраамические религии пронизано человеконенавистничеством и унижает достоинство верующих! Мы не рабы, рабы не мы!». Цель данного экскурса показать, что «раб Божий» – одно из высочайших наименований, которое мы можем применять к себе.

Итак, почему же все христиане, включая апостолов, называют себя рабами Христовыми[1]? С одной стороны, в этом есть глубочайшее смирение и вера в то, что Иисус есть Сын Божий, есть Мессия, о Котором говорили ветхозаветные пророки. С другой же стороны, нельзя не отметить, что Сам Господь употребляет словосочетание «раб Мой» только к определенным лицам: к Аврааму[2], к Моисею[3], к Халеву[4], к Давиду[5], к Елиакиму, сыну Халкиину[6], к Иову[7], к Своим пророкам[8] и к Иакову (Израилю)[9], под которым подразумевается весь народ, происходящий от него. Кроме того, Господь называет Своим рабом вавилонского царя Навуходоносора[10], рукою которого Он наказал израильтян за то, что они делали неугодное в Его очах (4Цар.21:15), а также в некоторых мессианских пророчествах – Своего единородного Сына[11].

Из этого перечисления персонажей Ветхого Завета видно, что они, кроме Единородного Сына Божия, в большей или меньшей степени грешные люди, иногда действующие против   воли Божией, но, прибегая к целительной силе покаяния, возвращались к Господу. Но понятно, что слово «раб» предполагает полное подчинение, когда как ни Авраам, ни Моисей, ни Давид не были послушны Богу; да и потом, как известно, человек наделён свободной волей и даже Господь не может её нарушить. rabСледовательно, употребляя слово «раб», Господь влагает в него иной, Божественный смысл. Когда Бог называет кого-либо Своим рабом, этим Он говорит, что этот человек не раб греха (Ин.8:34), не укоренён в нём, что он раб праведности (см.: Рим.6:16-20).

Почему же все христиане дерзают называть себя рабами Божиими, применять к себе столь высокий титул, который носили ветхозаветные пророки и патриархи? Дело в том, что в отличии от ветхозаветных праведников, удостоившихся этого титула отвержением греха и богоугодной жизнью, христиане освобождаются от власти греха в водах Святого Крещения, становясь рабами Божиими. Получается, «раб Божий» – это звание, которое христианин получает даром, только за признание Христа своим Спасителем. Но Крещение не делает человека святым: в нём Господь только даёт нам возможность не грешить, которым, увы, пользуются единицы. Можно сказать, что сразу после Крещения человек встаёт на одну ступень духовного совершенствования с ветхозаветными праведниками, с тем лишь отличием, что последние стояли на последней ступени, для первых же, крестившихся и облекшихся во Христа, эта ступень является первой. Это, кстати, позволяет по-другому взглянуть на традицию древней Церкви, по которой верующие часто крестились уже в зрелом возрасте (в 30 лет и позже): человек должен был духовно дорасти до Святого Крещения, и хотя бы приблизиться к званию «раб Божий».

Все же крещённые во Христа призваны быть детьми Божиими: в молитве Господней мы обращаемся к Нему словами «Отче наш». Мы должны стремиться быть достойными именоваться детьми Отца Небесного. А для этого, по мысли святых Отцов[12], нужно возрасти из состояния раба, делающего всё из страха перед господином, сначала в состояние наёмника, желающего награды за свои труды, а уже потом прийти к состоянию сына, делающего всё из любви к отцу. Проблема лишь в том, что немногие крещённые достойны носить даже звание раба Божиими, являясь рабами греха.

Данный экскурс был бы не полным, если бы в нём не было отмечено, что «раб Мой» неединственный эпитет, который употребляет Господь к людям. В Ветхом Завете Он называет Авраама Своим другом[13], в Новом же Господь наш Иисус Христос, обращаясь к апостолам, говорит: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин.15:15). Такое обращение означает полное доверия Господа к тем, кто исполняет то, что Он заповедал (см.: Ин.15:14). Только Своим друзьям Бог открывает тайны Домостроительства. Так было с Авраамом, который был избран, чтобы от него произошёл Спаситель, после того, как он по Божиему повелению едва не принёс в жертву единственного сына. Так же и апостолы были названы Христом Своими друзьями перед тем, как Он, вверив им великое Таинство Евхаристии, добровольно взошёл на крест.

[1] Иак.1:1; 2Пет.1:1; Иуд.1:1; Рим.1:1; 1Кор.7:22; 2Кор.4:5; Гал.1:10; Еф.6:6; Фил.1:1; Кол.4:12; Тит.1:1; Откр.1:1.

[2] Быт.26:24.

[3] Чис.12:8; Нав.1:2,7; 4Цар.21:8; Мал.4:4.

[4] Чис.14:24.

[5] 2Цар.3:18; 2Цар.7:5,7; 3Цар.11:13,32,34,36,38; 3Цар.14:8; 4Цар.19:34; 4Цар.20:6; 1Пар.17:4,7; Пс.88:21; Ис.37:35; Иер. 6р6:Рпп:р::п:яЛ33:21,22,26; Иез.34:23,24; Иез.37:24,25

[6] Ис.22:20.

[7] Иов.1:8; Иов.2:3; Иов.42:7,8.

[8] 4Цар.9:7; 4Цар. 17:13; Иер.7:25; Иер.26:5; Иер.29:19; Иер,35:15; Иер.44:4; Иез.38:17; Зах.1:6.

[9] Ис.41:8; Ис.44:1,2,21; Ис.45:4; Ис.49:5,6; Ис.65:9; Иер.30:10; Иер.33:26; Иер.46:28; Иез.28:25; Иез.37:25

[10] Иер.25:9; Иер.27:6; Иер.43:10.

[11] Ис.49:3,5,6; Ис.52:13; Ис.53:11; Зах.3:8.

[12] См., напр.: прп. Авва Дорофей, поучение четвёртое. О страхе Божием.

[13] Ис.41:8.

5 комментариев:

  1. Отзыв: рабам Своим | Откровение

Добавить комментарий

Войти с помощью: