Дочь Иеффая

В одиннадцатой главе Книги Судей мы находим историю об Иеффае Галаадитянине, давшем перед боем с Аммонитянами обет. По этому обету он в случае победы должен был принести на всесожжение Господу то, что по возвращении выйдет из ворот его дома навстречу ему (Суд.11:31). Как сообщают два последующих стиха, «пришёл Иеффай к Аммонитянам – сразиться с ними, и предал их Господь в руки его; и поразил их поражением весьма великим, от Ароера до Минифа двадцать городов, и до Авель-Керамима, и смирились Аммонитяне пред сынами Израилевыми» (Суд.11:32-33). Иеффая, вернувшегося из похода на малую родину, встречала его единственная дочь. Именно её Иеффай должен принести на всесожжение Господу. Опечалился Иеффай и «разодрал одежду свою и сказал: ах, дочь моя! ты сразила меня; и ты в числе нарушителей покоя моего! я отверз [о тебе] уста мои пред Господом и не могу отречься» (Суд.11:35). На что его дочь сказала: «Отец мой! ты отверз уста твои пред Господом – и делай со мною то, что произнесли уста твои, когда Господь совершил чрез тебя отмщение врагам твоим Аммонитянам … сделай мне только вот что: отпусти меня на два месяца; я пойду, взойду на горы и оплачу девство мое с подругами моими» (Суд.11:36-37). Иеффай отпустил дочь, и «она пошла с подругами своими и оплакивала девство свое в горах» (Суд.11:38). «По прошествии двух месяцев она возвратилась к отцу своему, и он совершил над нею обет свой, который дал, и она не познала мужа. И вошло в обычай у Израиля, что ежегодно дочери Израилевы ходили оплакивать дочь Иеффая Галаадитянина, четыре дня в году» – сообщает нам о дальнейших событиях Книга книг (Суд.11:39-40).Булонь-Бон-Старший-Возвращение-Иеффая

Итак, наметим несколько вопросов, которые возникают при чтении этого фрагмента Священного Писания.

  1. По молитве ли Иеффая Господь предал его врагов ему в руки, или Аммонитяне были бы разбиты и без вышеупомянутой клятвы?
  2. Была ли эта клятва угодна Богу?
  3. Была ли дочь Иеффая принесена в жертву?

Отвечая на первый вопрос, нелишним было бы вспомнить при каких обстоятельствах Иеффай стал судьёй Израильского народа. Сразу после смерти Гедеона, возвратившего Израиль к Истинному Богу, евреи «опять стали блудно ходить вслед Ваалов и поставили себе богом Ваалверифа» (Суд.8:33). Так продолжалось 30 лет, пока не «воспылал гнев Господа на Израиля, и Он предал их в руки Филистимлян и в руки Аммонитян» (Суд.10:7). И, как это всегда бывает, вспомнили и «возопили сыны Израилевы к Господу, и говорили: согрешили мы пред Тобою, потому что оставили Бога нашего и служили Ваалам. … согрешили мы; делай с нами все, что Тебе угодно, только избавь нас ныне. … И не потерпела, душа Его страдания Израилева» (Суд.10:10,15,16). Господь устрояет так, что Иеффай, сын Галаада, сына Манассии (ср.: Суд.11:1 и Чис.26:29-30) и блудницы, стал тем, кого призвали на помощь старейшины и кто освободил Галаадскую землю и всё южное Заиорданье от Аммонитян. Он был человеком, который по установлению, запечатлённому во Втор.23:2, был изгнан из общества Израилева, потомки которого до десятого колена не могли войти туда (см.: там же). Он стал, как можно понять по Суд.11:3, предводителем банды, промышлявшей в земле Тов (вероятно, местность на горах Аврон). За свою помощь Иеффай берёт слово со старейшин, что он останется начальником всех жителей Галаадских (см.: Суд.11:6-10), то есть призывает нарушить Божие установление, означенное выше…

Под предводительством Иеффая галаадитяне разбили Аммонитян (см.: Суд.11:32), но это происходит после того, как Иеффай, когда на нём был Дух Господень, дал свой обет. Факт Божественного вдохновения, то есть присутствия на человеке Духа Господня подчёркнут автором Книги Судей ещё три раза (по отношению к Гофониилу в Суд.3:10, к Гедеону в Суд.6:34 и дважды к Самсону в Суд.14:6,19). И каждый раз это был выдающийся человек для Израиля, избавитель и, что важно, твёрдый поборник монотеизма.

Но вернёмся к первому вопросу. Очевидно, что молитва Иеффая не стала решающим моментом в его победе над Аммонитянами, так как ему победа была, так сказать, суждена, предопределена уже тем, что он стал судьёй Израилевым. Это также подтверждает и то, что Дух Господень уже был на Иеффае, когда он произносил молитву, но это не значит, что его молитва не имела никакого значения. Она была нужна самому Иеффаю как человеку грешному, не знающему своё будущее, полностью полагающемуся на волю Божью, и как человеку смиренному, ведь Бог «смиренным даёт благодать» (Прит.3:34). Такая молитва и последующий за ней обет были угодны Господу.

Итак, мы подошли к рассмотрению главного вопроса: убил ли Иеффай свою дочь? Для ответа на данный вопрос спросим, а мог ли правоверный иудей принести в жертву человека?

Во-первых, Пятикнижие Моисеево прямо осуждает человеческое жертвоприношение.

  • «Из детей твоих не отдавай на служение Молоху и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь» (Лев.18:21);
  • «И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сие сынам Израилевым: кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между Израильтянами, даст из детей своих Молоху, тот да будет предан смерти: народ земли да побьёт его камнями» (Лев.20:1-2);
  • «Не делай так Господу, Богу твоему, ибо все, чего гнушается Господь, что ненавидит Он, они делают богам своим: они и сыновей своих и дочерей своих сожигают на огне богам своим» (Втор.12:31).

Во-вторых, в то время любая жертва приносилась на строго определённом месте – жертвеннике, который тогда находился в Орфе, селении на территории колена Манассии. Но нигде не написано, что Иеффай туда ходил.

В-третьих, странное желание для девушки, которую хотят убить, оплакать своё девство (Суд.11:37), а не жизнь. Тем более странно, что немного ниже, через два стиха, автор Книги Судей ещё раз подчёркивает, что она «не познала мужа». Напрашивающуюся же версию о том, что автор Книги Судей таким образом аллегорически указывает на смерть девушки, нельзя проверить, так как во всём Ветхом Завете нет похожих оборотов, указывающих на смерть.

Дочь Иеффая

Следственно, мы вправе предположить, что Иеффай отдал свою дочь в служение при Скинии, где она пребывала до скончания лет своих, храня своё девство.

 

***

Это лишь версия, призванная разрешить одну из самых загадочных историй Ветхого Завета, которая вызывала и вызывает массу недопониманий и атеистических спекуляций. Версия, не претендующая на звание истины. Нужно признать, что данная версия не соответствует мнению святых Отцов, которые видели в случившемся с Иеффаем предупреждение каждому из нас об опасности не обдуманной клятвы. Объясняя, почему Господь не остановил детоубийство, святитель Иоанн Златоуст писал: «Знаю, что из-за этой жертвы многие из неверных обвиняют нас в жестокости и бесчеловечии; но я могу сказать, что попущение этой жертвы есть доказательство великой попечительности и человеколюбия (Божия), и что, заботясь о нашем роде, Бог не остановил этого заклания. Если бы Он, после того обета и обречения, остановил жертву, многие и после Иеффая, в надежде, что Бог не примет, стали бы делать множество таких обетов и таким путём доходили бы до детоубийства. Но теперь, попустив детоубийству совершиться на деле, Он отвёл от него всех людей последующего времени. И что это правда, так – после заклания дочери Иеффая, дабы это событие всегда было памятно и несчастие не предалось забвению, у иудеев стало законом, чтобы девы, сходясь в известное время, сорок дней оплакивали сделанное убийство, и плачем этим возобновляя память о жертве, вразумляли всех потомков и научали, что оно сделано не по воле Божией. Иначе Бог и не попустил бы девам скорбеть и плакать. И что говорю это не по догадке, показало последствие. После этой жертвы никто уже не давал подобного обета Богу. Для того Он этой жертвы не остановил, а ту, которую сам заповедал, – жертву Исаака, остановил, чтобы тем и другим показать, что не услаждается Он такими жертвами» (XIV беседа к антиохийскому народу. Т.2, с. 160-161).

Преподобный Феодорит Кирский пишет: «Крайне несмыслен обет Иеффаев. Ибо надлежало ему представить, что вероятно прежде всего встретится ему пес, или осел, животное по закону нечистое. Посему Владыка Бог, научая чрез него других, делать обеты благоразумно и с ведением, не воспрепятствовал закланию. А что осуждает Бог подобные жертвы, свидетель сему блаженный Давид, который взывает: «и пожроша сыны своя и дщери своя бесовом. И пролияша кровь неповинную, кровь сынов своих и дщерей, яже пожроша истуканным Ханаанским, и убиена бысть земля их кровми», и так далее (Пс.105:37-38). Да и Сам Владыка Бог говорит устами Пророка Иезекииля: «и взяла еси сыны твоя и дщери твоя, яже родила еси Мне, и принесла еси их рачителем твоим. Сие паче всякого блуда твоего» (Иез.16:20-22); и показывая чрезмерность нечестия, присовокупил: «сего не помышлял Я, и не взыде на сердце Мое» (Иер.32:35). Вознамерившись же испытать боголюбие Авраамово, хотя повелел Бог принести Аврааму в жертву сына; однакоже, сделав явным расположение праведника, воспрепятствовал закланию. Да и последующее обнаруживает несовершенство в Иеффае. Ибо, дав обет принести в жертву все, что ни встретится первое, когда увидел, что встретила его дочь, растерзал одежду свою, горько возрыдал, и позволил ей прежде оплакать себя, а потом уже принес в жертву. Но гораздо совершеннее дочь его. Ибо говорит: «аще отверзл еси о мне уста твоя ко Господу, сотвори мне, якоже изыде изо уст твоих, занеже сотвори тебе Господь месть врагом твоим, от сынов Аммоних» (Суд.11:36). Итак Владыка Бог, научая, как должно делать обеты Богу, не воспрепятствовал закланию. После сего история показывает нам усердие Ангелов к Богу. Когда Маное пожелал принести Ангелу козлище; Ангел Божий сказал: «аще мя понудиши, не буду ясти хлеба твоего; и аще сотвориши всесожжение Господеви…, вознеси e» (Суд.13:16), то есть, не имею нужды в пище, и жертвы не приемлю, последняя принадлежит Богу, а первая свойственна природе человеческой. Я и в пище не нуждаюсь, подобно человеку, и не восхищаю себе Божеской чести. И из сего явствует, что Ангелы, угощенные Авраамом, предложенную пищу потребили каким-либо иным образом».

Преподобный же Максим Исповедник толкует данное место Священного Писания аллегорически и видит в нём христологический аспект: «Иеффай олицетворяет Господа, а дочь [Иеффая] — Его всепречистую плоть. Иеффай был рожден блудницей, изгнан своими близкими, выйдя [на войну], сражался с противниками и победил их, пообещав Богу принести в жертву того из домашних, кто выйдет ему навстречу, — так и Господь по плоти произошел без греха от нашей природы, ходившей блудно, явился сеятелем Собственной плоти, был изгнан иудеями, которые казались Его близкими, одержал ради нас победу и принес Собственную плоть в жертву Богу и Отцу. Ведь [имя] «Иеффай» переводится как «открытие Бога»».

2 комментария:

  1. Для чего в Библии вообще существует эта история? Что нам через неё посылает Господь? Без ответа на эти вопросы статья не приносит нам смысла и нового понимания. Чему учит нас Господь в ней?
    Мне так это представляется. Уж простите и Бог в помощь.

    Рейтинг: 0

Добавить комментарий

Войти с помощью: